Для ТЕБЯ - христианская газета

Размышления об Утопии
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Размышления об Утопии


Роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» не нуждается в представлении, но несколько слов всё же скажу. Увидел свет роман в далёком 1932 году, а предисловие к нему автор написал в 1946 году, уже после Второй Мировой войны.
Роман во многом наивен, что отмечает и сам автор в своём предисловии, но кое-какие мысли Хаксли показались мне чрезвычайно любопытными.

Действие романа происходит спустя шестьсот лет от времени его написания. Человечество в основной массе живет в «новой Утопии» (самая первая Утопия описана Томасом Мором, откуда и название). Всё прогрессивное человечество зачинается и выращивается «до созревания плода» в специальных бутылях, где зародышам задаются определённые данные, по которым впоследствии члены общества будут подразделяться на «касты» – от альфы (высшая каста) до эпсилона (дебилы для примитивного труда).
Помимо цивилизованного мира Утопии, существуют ещё изолированные резервации, где сохранились «живородящие человеческие особи» на примитивном уровне существования – с болезнями и старением.
Из мира Утопии в мир индейской резервации попадают Томас и Линда. Томас затем возвращается, а беременная от него Линда волей случая остаётся в «проклятом» мире. Она рождает мальчика, нарекает его Джоном. Когда Джон становится юношей, резервацию посещают также двое молодых людей из Утопии – Бернард и Ленайна. Они забирают Джона и его мать Линду с собой в Утопию.
Показавшееся поначалу дивным («О, дивный новый мир!») новое общество, впоследствии разочаровывает Джона. Воспитанный среди индейцев и начитавшийся к тому же Шекспира, юноша категорически не приемлет «новой морали». Он уединяется ото всех людей на авиамаяке, но и там его достают назойливые журналисты. В результате Джон вешается.

Спустя четырнадцать лет Хаксли написал в своём предисловии к роману: «Дефекты его (романа – СК) как произведения искусства существенны; но, чтобы исправить их, мне пришлось бы переписать вещь заново – и в процессе этой переписки, как человек постаревший и ставший Другим, я бы, вероятно, избавил книгу не только от кое-каких недостатков, но и от тех достоинств, которыми книга обладает».
Полагаю, у каждого мыслящего литератора есть произведения, которые он бы набело переписал, но невозможно в одну реку войти дважды, поэтому писатели, как правило, оставляют все как есть и движутся дальше. И это хорошо: литературный рост, как и физический, имеет свои этапы.
Хаксли ставит своего дикаря-Джона перед выбором «между безумной жизнью в Утопии и первобытной жизнью в индейском селении, более человеческой в некоторых отношениях, но в других – едва ль менее странной и ненормальной». Автор не предоставляет своему дикарю-герою альтернативы «третьего, четвёртого и т д» выбора, и в финале Джон «отбрасывает здравомыслие; индейский культ завладевает им снова, и он, отчаявшись, кончает исступленным самобичеванием и самоубийством. Таков был плачевный конец этой притчи – что и требовалось доказать насмешливому скептику-эстету, каким был тогда автор книги».
Сколь слабым ни был бы роман в литературном или же философском отношении, мне показались любопытными мысли самого Хаксли о будущем человечества. С момента написания автором предисловия к своему роману прошло уже более полувека. Сам Хаксли считает, что «"О дивный новый мир" – это книга о будущем, и … книга о будущем способна интересовать нас, только если содержащиеся в ней предвидения склонны осуществиться».
Хаксли занимает не столько прогресс науки, сколько «то, как этот прогресс влияет на личность человека». По мнению писателя «революция действительно революционная» совершается лишь в душе и теле человека, и только тот диктатор сможет по настоящему властвовать над человечеством, которому удастся полностью подчинить своему контролю душу (разум, чувства, волю) каждого человеческого существа. Причем люди при этом реально должны быть предельно счастливы и даже не помышлять об иной (безусловно, менее счастливой) доле. От каждого, как говорится, по мере его способностей, и каждому по мере его потребностей, а «мера» эта должна исчисляться в том числе «биологически».
Рассуждая о будущем человечества, Хаксли приходит к мысли, что правительства непременно станут тоталитарными, особенно после «взнуздания атомной энергии».
«В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство», – считает Хаксли. И он прав!
Непременным условием любви к рабству является экономическая обеспеченность, которая, по мнению Хаксли, есть лишь «внешняя, поверхностная революция», а настоящая, «глубинная, внутриличностная революция», совершаемая в душах и телах, – одна лишь приводит к безусловной любви к рабству. Далее Хаксли указывает четыре «открытия и изобретения», закрепляющие любовь к рабству:
1. Методы внушения с раннего детства (за детство счастливое наше спасибо, товарищ Сталин!), включая «лекарственные» препараты.
2. Методика разделения людей по умственному уровню и применение результатов на практике.
3. Заменитель наркотиков и алкоголя, менее вредный, чем водка или героин, но дающий большее наслаждение (и весьма доступный по цене).
4. «Надёжная система евгеники, предназначенная для того чтобы стандартизовать человека и тем самым облегчить задачу администраторов».

Касаясь «сексуального промискуитета» своего романа, Хаксли замечает, что «по мере того как политическая и экономическая свобода уменьшается, свобода сексуальная имеет склонность возрастать в качестве компенсации». Наряду со свободой экономической и зрелищной свобода сексуальная закрепляет «любовь к рабству» в людях, независимо от их «кастовости».
В свете прошедших пятидесяти лет со времени высказываний Хаксли остаётся только удивляться его прозорливости. Но существуют неподвластные ни одному тоталитарному режиму стихии – природная и экономическая, сталкиваясь с которыми человек подлинно понимает, насколько он мал и слаб, и что любой диктатор – не бог. Поэтому время кризисов в какой-то мере благостно – оно обличает диктаторов и заставляет кого-то поднимать глаза к небу (откуда же падают желуди?).
В романе, впрочем, фигурируют двое молодых людей-альфа – Гельмгольц и упомянутый ранее Бернард, которые восстали против «утопического общества» и были сосланы на острова, заселённые такими же несогласными утопийцами. Эти люди напоминают советских диссидентов, и удивительно, что их не умертвляют в столь совершенном тоталитарном обществе, а дают возможность существовать где-то на островах! Действительно, утопия. Ведь эти самые несогласные альфа представляют для правящего «идеального» режима самую настоящую бомбу с детонатором.
В романе много весьма ценных мыслей, замечаний, рассуждений на философские, религиозные, этические темы, многие из которых и поныне остаются актуальными. А Главноуправитель Западной Европы (один из десяти Главноуправителей мира) Мустафа Монд уж очень напоминает Великого Инквизитора из «Братьев Карамазовых» :)
Вот, пожалуй, и все размышления. Хотя во вне сталось очень и очень многое. Не хочу лишать удовольствия прочтения тех, кто ещё незнаком с героями Хаксли.

Об авторе все произведения автора >>>

Светлана Капинос Светлана Капинос, Владивосток, Россия
Писательница, религиовед, христианка.

сайт автора: Светлана Капинос

 
Прочитано 3631 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Виктор 2009-07-23 17:31:32
Светлана, знаете в чем слабость всех утопических рОманов и повестей, в т.ч. и околохристианского пошиба (напр., соловьевской "Краткой повести об антихристе")? В том, что они безнадежно далеки от реалий человеческой жизни. Несмотря на все "интересные" до банальности мысли и идеи.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

бабушкина авоська-/ласточка/ - irina kramarenko

Христианские афоризмы-33 - Владимир Кодебский

Симфония Любви - Христиана И.
В 2001 году Господь повёл нас троих в Свои откровения. Мы встречались у меня дома. И цель наших встреч – Искать Его Лица. Через некоторое время Он чётко начал обращаться к нам в откровениях, сновидениях, через Своё Слово и через общение с нами. http://www.hristiana.zp.ua В 2004 г. Господь Сказал: «Пиши книгу. Эта книга будет о Любви. Вы должны собираться вместе, и Я буду вести вас в Духе Святом. Это будет прекрасное время общения со Мной. Эта "Симфония Любви" откроет двери сердец многих людей к принятию Моей Любви (От.3:20). Всё человечество ожидает Откровения о Моей Любви (Рим.8:19). Автор Книги - Дух Святой». Когда мы с Господом, писали эту книгу, Бог перекраивал нас, наши души. Не столько мы писали книгу, как Господь писал нас. Горы наших твердынь разрушались. Наш недостаток знаний Его - наша пустота наполнялась Господом. Как я уже говорила нас было трое и Дух Святой. Каждый записывал свои Откровения, а потом вносили их в компьютер. Сначала мы хотели свои Откровения записать по отдельности, как кому Давал Господь, но потом увидели, что все Откровения надо записывать как единое целое, потому что все Откровения переплетаются и соединяются друг с другом Господом в одно целое! Во время наших встреч и поисков Бога – т. е. во время «Общения Духа Святого» наш разум постепенно преображался Господом. Господь напоминал нам все Свои Откровения и Его Слово, и дополнял недостаток Его знания в нашем разуме недостающими Его Откровениями, чтобы дополнить наши познания Его Любви к нам. Мы делали свои шаги веры и познавали Его нелицемерную к нам Любовь, Его долготерпение в обучении нас, Его Веру и Надежду на нас. Господь сказал: - «Каждое Откровение очень важно. Вы должны вернуться ко всем Моим Откровениям. Когда будете писать, жаждите быть Водимыми Духом Святым и Я помогу вам соединить все Мои Откровения. Научитесь всё это соединять по Духу. Я буду вести вас в этом. Эту книгу вы должны написать как можно скорее. Если вы будете уповать на Моё водительство, у вас всё получится. Делайте так, как Я говорю. Я Буду говорить что писать и как. Это Я буду трудиться через вас. Поторопитесь с этим Словом. При этом вы учитесь вникать в свой дух, в себя. Через это Слово вы также учитесь общаться со Мной».

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
Он умел читать мысли - Девятова Светлана

Поэзия :
Любов земна. Стежина в полі... - Олеся Білоус

Публицистика :
Битва за Закон: праведники и грешники - Александр Грайцер

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100